style="display:inline-block;width:728px;height:90px"
data-ad-client="ca-pub-3224374060986696"
data-ad-slot="3414016198">

Ошибка в тексте?

Система Orphus

style="display:inline-block;width:728px;height:90px"
data-ad-client="ca-pub-3224374060986696"
data-ad-slot="3414016198">

Главная

Башкирская сказка «Аслыкуль»

Версия для печатиВерсия для печати

Давным-давно в стране под названием Ялан-Дала, на берегах реки Дим, жили счастливые люди. Жили они, жили, добро наживали. И было у них много коней в табунах, тучные стада паслись на бескрайних лугах. Недалеко отсюда, там, где речка Удряк впадает в Дим, было селение батыра Дистана. Годы его прошли в сражениях - он защищал свой народ и землю от многих врагов, за что и признан был вождем. На склоне лет жил он в почете и уважении. И было у него два сына и внук по имени Оло-Теляк.

И вот однажды беда, словно принесенная черным ветром, сметая все на пути, пришла к ним с востока. Бесчисленные орды завоевателей напали на страну. И старый вождь Дистан с сыновьями снова встал на защиту своей страны Ялан-Дала, и было у него тысяча сайдаков-всадников.

Но силы были неравны. Почти все воины Дистан-бия полегли в кровавой битве, селения были разграблены и сожжены, бесчисленные табуны и стада угнаны, люди попали в рабство. Немногие, кто уцелел, ушли в горы или попрятались в лесах. Старый вождь Дистан с несколькими своими воинами сумел выйти из смертельного окружения, хотя и потерял в кровавой битве обоих сыновей.

Женщины и дети его родного селения спрятались в густо заросшей тальником яме, на дне которой находился небольшой вход в пещеру. Она не раз спасала их род от полного истребления. Вот и теперь те, кто успел спрятаться в пещере, были спасены.

Когда они поднялись на поверхность земли, то увидели, какое горе пришло на их землю. На вершине высокого холма они похоронили своих близких - мужей и сыновей, погибших за свою землю и свой род в борьбе с чужеземными завоевателями. С тех пор эта небольшая возвышенность на берегу реки Удряк называется Кайгылы-тау, что означает "гора Горя". Прошло время - пробились через толщу горы ручейки. До сих пор люди говорят, что это слезы матерей текут по склонам гор.

Теперь Дистан-бий со своей женой жили в нищете. Всего-то несколько кобылиц да седой мерин остались у него от многочисленных табунов, когда-то принадлежавших ему и его сыновьям. Пара коз и несколько овец паслись около их кочевки, а старая, вся в прорехах тирмэ (юрта) больше не удерживала тепло в зимнюю стужу и не спасала от летних дождей.

Горе придавило старика Дистана и его жену Остабику. Придавило, но не сломило. Давно бы они попрощались с этим несправедливым миром и вслед за сыновьями ушли в мир своих предков, но внук Оло-Теляк, последний из рода, нуждался в их заботе. И как бы ни были печальны дни стариков, надежду и силу придавал им внук. И, оправдывая их надежду, он рос не по дням, а по часам и был для них единственной опорой на старости лет. Старики радовались, наблюдая, как ловко он управляется с делами в их небольшом хозяйстве.

Так они и жили - лето сменяли дожди осени, потом приходила зима. Вьюжными вечерами вот так же, сидя у очага, старик рассказывал сказки внуку о дью-пари, джиннах и дивах. Печальны были его сказки. И все же в них добро всегда побеждало зло, а благородные поступки брали верх над низостью. А потом приходила весна.

Однажды, когда старый воин Дистан-бий поднялся на гору Кайгыл-тау, силы покинули его, и он упал к подножью кургана, где похоронены были его сыновья. Он зарыдал в отчаянии.

И вдруг откуда-то сверху налетел ветер, в котором старик услышал шелест огромных крыльев. Когда он с трудом поднялся на ноги, то увидел, что на вершину кургана опустилась вещая птица Самраугуш. Обратилась она к старому Дистану: "О чем печаль твоя? Какое горе сломило старого Дистана?"

И тогда старый вождь поведал вещей птице о беде, выпавшей на его долю. "Моя печаль о стране Ялан-Дала, - сказал он. - Она была счастливым уголком на земле, здесь люди жили и трудились, сеяли хлеб, мед собирали, здесь бесчисленные стада и табуны паслись. Теперь мой род истреблен ордой, а оставшиеся в живых сородичи разбрелись по всему свету. Табуны и стада наши угнаны врагом, народ мой разорен и в нищете находит себе пропитание, охотясь в лесах. Моя печаль - о них, о погибших сыновьях, о внуке, которого оставляю в этом мире пешего, без быстрого коня! Я не знаю, как дальше жить. Как возродить истерзанный ордой народ?"

Услышав мольбу старого Дистана, священная птица Самраугуш поведала ему тайну и напоследок сказала: "Твой внук Оло-Теляк - наследник славных батыров, он возродит твой род и вернет счастье в твою страну!" Расправив крылья, она улетела в свое царство. А старик, окрыленный надеждой, поспешил в свое убогое жилище.

Прошло время - внук вырос и превратился в сильного, смелого юношу. И тогда старик Дистан решил, что настал день, когда он может открыть внуку тайну вещей птицы

Самраугуш и благословить Оло-Теляка на подвиг.

В тот день он позвал юношу на Кайгыл-тау. Указывая на открывшиеся им бескрайние просторы страны Ялан-Дала, старик Дистан сказал свое слово: "Это земля твоих предков, она истоптана и разорена врагами. За эту землю сражались и погибли твои сородичи. И тебе, достойному сыну и внуку батыров, я открываю тайну, которую доверила мне священная птица Самраугуш. На озере Аслыкуль, скрываясь от людских глаз, обитает во владениях хозяина озер волшебный табун крылатых тулпаров. Среди них есть вожак - тулпар невиданной красоты, быстрее ветра и сильнее бури. Кто станет его хозяином, тот возродит былую мощь народа.

Ты должен поймать его. Он выходит по утрам во главе табуна из озера Аслыкуль. Только тогда ты можешь застать его врасплох и заарканить. Но опасайся Черного Всадника - хозяина озер - и его сына Алого Всадника, который охраняет табун. У тебя будет совсем немного времени в тот ранний час.

Утром, когда туман еще клубится над поверхностью реки, ты услышишь всплеск и ржание коней, поднимающихся из озерной глубины. Они выходят, чтобы полакомиться сочной луговой травой, покрытой росой. Зааркань тулпара-вожака. Как только намотаешь на руку черную гриву коня, он присмиреет, и ты станешь его хозяином.

Алого всадника в тот утренний час не будет. Он встречает Зарю - дочь Солнца. Влюбленный в нее, каждое утро прокладывает он своим мечом путь сквозь сумрак и туман. Он скачет перед Зарей, взмахивая своим алым мечом, и под его ударами туман разбивается на тысячи капель, медленной росой оседает на луговую траву и полевые цветы, пробуждая их от ночной спячки.

А Черный всадник - враг Солнца. Ведь жар иссушает его озеро, разящие стрелы солнечных лучей опасны для него. Из своих глубин выходит Черный всадник только ночью. Обойдя свои владения - большие и мелкие озера, окутанный туманом, под утро скачет он домой. Спешит Черный всадник укрыться от Солнца в сумрачных глубинах озера, но, услышав яростную борьбу и ржание тулпара, поспешит к нему на выручку. Ты его не бойся. В рассветный час Алый всадник невольно станет твоим союзником. Он, в сопровождении Утренней Зари, встретится с хозяином озер, и Черный всадник закроется от дочери солнца рукавом накидки, сотканной из невидимых туманных нитей, и, опасаясь лучистых стрел Зари, отступит в глубину. В тот самый миг настанет час спасения, и станешь ты хозяином тулпара.

Но прежде чем уйти, Черный всадник наложит на тебя проклятие. Ты должен опередить его, дав ему обещание вернуть коня через три года.

И тогда наступит счастливый день возрождения нашего рода. Тулпар принесет тебе богатство, и снова лучшие табуны будут пастись на бескрайних лугах. Слава о нем разнесется по всей земле. Сородичи, прослышав о сказочном тулпаре, вернутся на свою землю. Ты должен встречать их как радушный хозяин - каждого одаривать конем и вороным жеребенком. Подарил коня - и в твоих табунах появятся два новых жеребенка. Твое богатство будет прирастать вместе с богатством твоих сородичей. Так ты возродишь древний род. И снова зазвучит победный клич в нашей отчизне!"

После этих слов он вручил Оло-Теляку аркан, свитый из тонкого конского волоса, и указал путь вдоль речки Удряк, что вытекала из озера Аслыкуль. Тропинка вдоль нее вела прямо к намеченной цели. В дорогу бабушка-неней дала Оло-Теляку узелок с едой - сухой курут, лепешки и туесок, заполненный медом в сотах. Попрощался Оло-Теляк с дедом и отправился искать свое счастье на берегах большого и чистого озера Аслыкуль.

Юноша шел быстро, не зная усталости, окрыленный благородной целью. В пути его сопровождали жаворонки, высоко-высоко в небе выводя свою радостную летнюю песню.

На второй день он дошел до Балкан-тау. Поднявшись на вершину горы, юноша увидел бескрайнее озеро. Волны, выбегая друг за другом, бесшумно разбивались на прибрежных камнях, рассыпаясь на тысячи мелких искрящихся капель. Озеро отсвечивало золотыми бликами, и юноша, прикрыв глаза ладонью, попытался разглядеть затерявшийся в вечерней дымке противоположный берег.

От величия и красоты Аслыкуля восторг стеснил дыханье, и Оло-Теляк бегом, раздеваясь на ходу, бросился в объятья теплых волн. Он плавал, нырял, пытаясь увидеть на дне бесчисленные табуны хозяина озер. Но вскоре понял, что на это земному человеку не хватит сил.

И снова юноша поднялся на гору в надежде, что с высоты увидит, откуда утром тулпары выходят на свои пастбища. Подкрепившись лепешками и запив ключевой водой свой нехитрый ужин, он начал вглядываться с вершины в озерную гладь, но вскоре глаза его от усталости сомкнулись. И ему приснился сон - как будто несется он верхом на вороном тулпаре на встречу восходящего солнца, а рядом скачет белый аргамак без всадника.

Но вдруг сон прервался - юношу разбудил какой-то шум. И тут он увидел, как Черный всадник вырвался на поверхность озера и поскакал по отсвечивающей на воде лунной дорожке, а за ним потянулся его вечный спутник - туман, который застелил своей серой накидкой всю водную поверхность. Вскоре всадник исчез за туманом, и Оло-Теляк понял, что он ничего больше не увидит с горы. Спустившись, побрел он вдоль озера в поисках тулпаров.

Всю ночь и весь следующий день юноша искал их следы, к вечеру, уставший и уже отчаявшийся, он вдруг увидел в камышах проход, а на топкой земле - множество следов конских копыт.

Оло-Теляк притаился и начал ждать, когда короткая летняя ночь пройдет, чтобы утром, дождавшись вороного тулпара, схватить его за гриву и стать хозяином коня. И так, притаившись, тихо сидел всю ночь в своей засаде, и даже юлбарс (тигр) - опасный хищник - прошел мимо него к водопою, не заметив человека.

Когда стемнело, начались чудеса. На миг все вдруг стихло - это обитатели озерной страны замерли в почтении перед хозяином озер.

И снова Оло-Теляк увидел, как из глубин озерных с шумом вырвался Черный всадник и, поднимая брызги, скрылся в ночном сумраке. До утра он должен осмотреть свои владения. Туман, его верный спутник, расстилая свой серый шлейф, устремился вслед за ним. Черный всадник исчез, и снова вокруг все зашуршало, заквакало, застрекотало - ночная жизнь шла своим порядком.

Вслед за Черным всадником тихо появился на поверхности воды Алый всадник - сын хозяина озер. Убедившись, что отец умчался далеко, он выбрался на берег и обратился к Луне: "Отпусти своего сына - Лунного всадника на землю - сегодня мы решим наш вечный спор на байге (скачках) и узнаем, чей тулпар быстрее и лучше!"

Сверху послышался легкий смешок, от Луны отделилась звездочка и, оставляя за собой искрящий след, устремилась вниз. Через миг она превратилась во всадника в серебряной одежде. Алый всадник поприветствовал друга, и они, словно стрелы, выпущенные с тугой тетивы, рванулись с места и, превратившись в две светлые точки, исчезли вдалеке. Луна, посмеиваясь, с высоты наблюдала за ними, освещая их путь мягким светом. Так и будут они до утра скакать, обгоняя друг друга на крылатых тулпарах и оставляя на звездном небе свой млечный путь.

Под утро их усталые кони ноздря к ноздре прискакали к озеру. И мудрый юлбарс, судья, снова не смог определить победителя, и снова их вечный спор остался неразрешенным. Договорившись встретиться следующей же ночью, Лунный всадник помчался догонять Луну, которая в ожидании сына задержалась на краешке земли. Алый всадник, давно влюбленный в утреннюю Зарю, помчался в другую сторону на встречу с ней.

В ночной тиши запели соловьи - предвестники Зари. Озерная страна постепенно начала пробуждаться. Снова вокруг все зашуршало, заквакало, зашелестело. Дикие гуси расправили свои крылья и захлопали ими, приветствуя наступающий день. Закурлыкали журавли, им ответили своим кряканьем толстые утки, где-то вдалеке послышался лебединый зов.

Оло-Теляк, поеживаясь от утренней прохлады, очарованный сказочными видениями, не обратил внимания на фырканье и всплеск воды. И только тихое ржание поднимающихся из глубины тулпаров напомнило ему, зачем он здесь и какова цель его охоты.

И тут юноша увидел, как сказочные кони плавно появляются друг за другом из воды. Они словно летели над туманом, лежащим плотным серым пологом над поверхностью озера, не спеша приближаясь к берегу. Впереди шел вожак - тулпар неописуемой красоты и сказочной силы. Он, осторожно перебирая стройными ногами, словно боясь испачкать свои белые чулки, вышел на илистый берег. За ним так же грациозно друг за другом выбирался сказочный табун.

Очарованный видением, Оло-Теляк чуть было не пропустил момент, когда вожак оказался на берегу, но вовремя очнулся. В тот же миг из-за камышей со свистом вылетел аркан, и корок-петля обвилась вокруг изогнутой шеи вожака. Тулпар взвился и в бешенстве, ища спасенья, рванулся к озеру, но петля все туже сжимала шею, конь захрипел, встал на дыбы, но рука юного батыра не отпускала свою добычу.

Оло-Теляк, наматывая вокруг себя аркан, шаг за шагом приближался к заветной цели. Тулпар дрожал, дышал с трудом, пытаясь вырваться, огромные его глаза в ужасе косили на батыра, слезы отчаяния падали на землю. Жалобно, словно плача, из последних сил тулпар заржал. На миг Оло-Теляку стало жалко прекрасного тулпара, он подумал: "Какое я имею права лишать свободы дикого коня? Ведь он рожден на воле, и вольным быть его удел!" Но, тут же вспомнив старого Дистана и его наказ, Оло-Теляк натянул аркан и, приложив последнее усилие, схватился за гриву. В тот же миг тулпар стал смирным и покорным. Глаза его потускнели, покрылись печальной поволокой, он оглянулся на озеро, и жалобное прощальное ржание разнеслось над водой.

Вдруг пред Оло-Теляком возник Черный всадник. Его черная сабля взметнулась над головой юноши - и В этот миг беспечный Алый Всадник алым мечом разогнал туман над озером, а вслед за ним пришла сама красавица Заря. И Черный всадник, укрывшись от света накидкой, сотканной из влаги, отпрянул к озеру.

Не успел Оло-Теляк дать обещание вернуть коня, как услышал грозное проклятие: "Богат ты будешь, Оло-Теляк - мой вороной тулпар обогатит тебя. Но покой и счастье свое ты потеряешь. В тот год, когда появятся в твоих владениях два белых жеребенка, придет беда!"

Вслед за Зарей из-за горы Балкан-тау появилось Солнце, свет и тепло пришли взамен ночному сумраку, и тут же все вокруг вновь ожило - птицы защебетали, кукушка начала свой вечный отсчет, лягушка-жаба проквакала лениво и плюхнулась в прибрежную траву.

Оло-теляк вздохнул и, огорченный, что Хозяин озер не выслушал его, печально опустив голову, направился домой, придерживая за гриву вороного коня. Вина за то, что он не выполнил до конца наказ мудрого Дистана, проклятие Черного всадника терзали душу юноше и наполняли тревогой сердце.

Но вскоре теплые лучи солнца согрели и успокоили его. Оло-Теляк, вскочив на вороного тулпара, помчался домой.

Когда они увидели батыра, сумевшего обуздать волшебного коня, уставшие от горя соплеменники впервые за много лет облегченно вздохнули и устроили по такому случаю большой байрам, как раньше - со скачками, борьбой - куреш, пением и плясками.

Оло-Теляк соскочил с коня и первым делом спросил у деда: "Где наша медная уздечка? Устал я держать за гриву строптивого тулпара. Как удержать его, чтоб не искать потом по всей стране Ялан-Дала?"

Улыбнулся мудрый Дистан, молвил: "Ни медная уздечка, ни золотая не могут удержать дикого коня. В чьих руках его волос, тот и хозяин крылатого тулпара. Сорви три волоска из гривы, что спадает вправо, три волоска из гривы, что спадает налево, и из челки волосок. Сверни в кружок, зажми в ладонях волоски из гривы, спадающей с правой стороны, и свистни через них. Тут же явится к тебе тулпар. Если подуешь через волоски из гривы, спадающей на левую сторону, то перед тобой встанет весь табун прекрасных аргамаков. Перекуси зубами волос из челки, и ты увидишь тысячу оседланных тулпаров. И тогда твои всадники-сайдаки верхом на сказочных конях сумеют прогнать любого врага, посмевшего напасть на наши земли". Юноша выполнил мудрый совет старого Дистана и отпустил тулпара.

Тут же Оло-Теляку захотелось проверить силу волшебных волосков - он свистнул через конский волос, и появился тулпар. Потом дунул в другие волоски, и вокруг кочевья увидел большой табун прекрасных аргамаков и сотни прекрасных кобылиц с жеребятами, а вокруг кружил вожак - вороной тулпар, сбивал в кучу лошадей. Покусывая за холки, фыркая ноздрями и храпя, он подчинял сказочный косяк своей воле. Сбылись слова вещей птицей Самраугуш.

Но, как и предсказал Черный всадник, не было счастья Оло-Теляку. Печаль и тоска в его глазах обеспокоили старого Дистана, и он догадался, что хозяин озер успел наложить проклятие на внука.

Старик Дистан привел юношу на гору Кайгыл-тау и так сказал ему: "Ты увел тулпара не ради корысти и славы. И потому окружи бескорыстной заботой род свой, благородной службой заслужи любовь народа. И тогда будешь защищен от проклятия всеобщим уважением. Но не забудь к указанному сроку вернуть коня, покаянием своим получи прощение и тогда окончательно снимешь с плеч тяжкий груз". Возрадовался юноша, расправил плечи и освободился от грусти и печали, теперь он знал, что путь батыра - в служении народу.

Весть о вороном тулпаре разнеслась по всем краям. Постепенно с гор и лесов на родину начали возвращаться сородичи Оло-Теляка, что прятались в глухих местах. Радушно встречал их батыр. Угощал, поил кумысом, и, свято выполняя дедушкин завет, дарил прекрасных тулпаров и жеребят из сказочных табунов. И тут же взамен подаренного появлялось у него два новых жеребенка. Люди зажили по своим обычаям, в достатке и в мире, забывая постепенно прежние утраты и унижения. А богатство Оло-Теляка прирастало вместе с богатством его сородичей.

Как-то раз у родника он встретил девушку - юную луноликую красавицу. Звали ее Айхылу. Была она тонка, как тростинка. Волосы ее, черные, как смоль, заплетенные в две тугие косы, украшенные сулпами, почти касаясь земли, спадали с плеч.

Влюбился юноша в прекрасную девушку, получил благословение от стариков своих, и вскоре была сыграна свадьба. Все радовались счастью Оло-Теляка и Айсылу и устроили по случаю праздника большой байрам, длившийся три дня.

Черный всадник, окутанный туманом, наблюдал со стороны, как сотни ярких костров горят на праздничном стане Оло-Теляка. Хозяина озер душила злоба: не мог он проникнуть через щит любви и уважения сородичей к Оло-Теляку. А теперь через взаимную любовь Оло-Теляка и Айсылу еще труднее будет пробиться проклятию Черного всадника!

Но он знал, что час расплаты придет. Злоба-зея с шипением пробилась наружу, и яд мести закапал на землю из ее пасти. Она прошипела в ухо хозяину озер: "Спроси совета у Аждахи! Крылатый змей хоть и злой, но у него три головы, какая-нибудь из них проговорится, как разрушить щит и наказать батыра!" И, следуя совету своей злобы, Черный всадник обратился к Аждахе - пятисотлетнему змею, что обитал в его озерах: "Живешь ты у меня безвозмездно, берешь без спроса все, что пожелаешь, не пора ли отплатить за мой приют? Дай совет, как пробить мне щит народной любви, как ускорить день несчастья для внука Дистана". Крылатый змей-Аждаха, лениво разгребая тину, откликнулся: "Для подлости ума не надо. Пригоршню грязной тины дай испить любому, и он, отравленный болотным смрадом, будет готов для подлых дел. Но подлецов, завистников ты не найдешь в стане Оло-Теляка. А я, хоть и живу в болотной тине, для подлых дел не способен, нет у меня к батыру злобы, а зависти лишен я от рождения, да и лень мне заниматься земными делами. Обратись лучше к моей сестре Юха-бике, тысячу лет она была змеею подколодной, теперь под видом почтенной старухи лестью и лаской проникает в душу человека, тут же превращается в убыр-абей и пьет кровь без остатка. И подружки ей под стать - мяскяй и сихырсы-аби. Вот они точно помогут тебе. Плату возьмут с тебя небольшую, ведь души ваши родственные - одинаково отравлены злобой. А найти их ты можешь за Каф-тау в царстве дэвов и периев. Теперь не мешай мне спать". И Аждаха снова исчез в болотной тине, лишь пузырьки указывали, что кто-то огромный спит на дне.

Обрадовался Черный всадник и под покровом ночи помчался искать змею, которая теперь жила под видом старухи Юха-бики.

А батыр Оло-Теляк вопреки проклятью жил счастливо, в окружении любви и уважения. Народ вернулся в страну Ялан-Дала и снова расселился по берегам рек Дим и Уршак. Бесчисленные табуны тулпаров паслись на просторах. Красавица Айсылу подарила батыру двух сыновей-крепышей. Росли они на радость всем не по дням, а по часам.

Но вот настал день скорби, когда в мир иной ушел старик Дистан. Народ с честью проводил своего вождя, похоронив его на горе Кайгыл-тау рядом с сыновьями. А батыр Оло-Теляк стал достойным предводителем рода.

Однажды, когда осталось совсем немного времени до срока возвращения крылатого тулпара, три ведьмы, прикинувшись нищенками, на арбе, запряженной исхудалой старой клячей, подъехали к стану Оло-Теляка. Они смиренно попросили немного еды и крова на время. Хоть были они чужого рода, их встретили радушно, как равных - накормили, а после предложили им остаться и жить как все - в труде и благоденствии. Нищенки поблагодарили радушных людей и остались в стане Оло-Теляка, но поселились в стороне, в заброшенной землянке на краю у озера, где и начали готовить свою отраву - зелье приворотное из тины болотной, корней аира и лапок мышей летучих. Ночи напролет над варевом своим колдовали, чтобы первым глотком человека приворожить и воле своей подчинить, другим глотком зародить в его душе зависть и злобу, а третьим глотком усыпить вечным сном. Прежде чем дать испить свое зелье Оло-Теляку, они решили дать попробовать кому-нибудь другому, и нашли ленивого и простодушного пастуха. Но убедились, что даже на него не действует зелье. Оказывается, в стране Оло-Теляка все одинаково защищены взаимной любовью и уважением друг к другу от злых чар и колдовства.

Тогда вызвали они джиннов, периев и дэвов и после долгих заклинаний наконец сумели сварить настоящую отраву. Дали два глотка из чаши выпить пастуху. И он сразу стал злобным и завистливым. Забыв, что от рождения был ленив, начал причитать и возмущаться, что у одних тулпары и сказочные табуны, а у него - только дареный конь и жеребенок. И щит, созданный единством всех сородичей Оло-Теляка, состоящий из любви и уважения, вдруг начал разрушаться, а в появившуюся брешь вползло проклятие в образе змеи.

Черный всадник ликовал, предвидя сладостный миг мщения, ждал ночи, чтобы увидеть, как беда разрушает счастье батыра.

А беда в облике нищенки Юха-бики была уже рядом с Оло-Теляком. Она сладостными речами отвлекла его и уже подсыпала зелье в питье вождю и его жене. Страж рода Кара-кош в последний миг выбил из рук батыра отравленную чашу. Но красавица Айхылу успела выпить зелье и, отравленная, уснула вечным сном. Разгневанный батыр выхватил из ножен саблю, но тут же старухи-нищенки превратились - одна в змею, другая в упыря, а третья в хромого черта, и шипя, хрюкая, визжа, разбежались кто куда.

Обманутый Оло-Теляк бросился к своей околдованной жене, но не смог ее добудиться. Подавленный горем, не отходил он от Айхылу. Она же, отравленная проклятым зельем, была бледна, жизнь еле теплилась в ее душе.

Однажды Оло-Теляку доложили, что в табунах его появились два белых стригунка. Жеребята были сказочной красоты, и никто не верил, что они предвестники еще одной беды. От этой вести Оло-Теляк устало отмахнулся: "Беда уже пришла, и нет желанья губить безвинные создания. Пусть в радости живут. А тот, кто наложил на них печать беды, сам будет проклят!" И он снова погрузился в свою печаль. Не знал Оло-Теляк, что беда не приходит одна.

Сыновья Оло-Теляка, очарованные красотой белых стригунков, тут же взяли их себе. Жеребята, словно по волшебству, через три дня превратились в сказочных коней. Дети батыра оседлали их и ускакали на Балкан-тау.

Но как только они достигли озера, кони кинулись со скалы и скрылись вместе с детьми в пучине озера Аслыкуль. Узнав, что Черный всадник заманил его детей в свое бездонное царство, Оло-Теляк поручил спящую жену заботам родственников, оседлал тулпара и через миг оказался на берегу Аслыкуля.

Озеро встретило его неприветливо: черные тучи клубились над ним, гром с треском разламывал небо, молнии сверкали со всех сторон. Как будто все стихии объединились против Оло-Теляка - ливень хлестал по лицу батыра, буря пыталась скинуть с коня. Ничто не могло удержать его в стремлении спасти детей - батыр обнажил свой меч и ринулся с высокой скалы в пучину озера, но высокая волна выбросила его обратно на берег. Батыр рубил мечом водную стихию, пытаясь прорваться через волны. Они рассыпались под его ударами, но новые волны отбрасывали его на берег.

Тогда батыр вызвал Черного всадника на битву: "Ты проклял меня за сказочного тулпара, и месть твоя жестока. Давай сразимся и в битве решим наш спор!" В ответ хозяин озер лишь засмеялся: "Тулпар - вольный конь, не за него ты проклят. А за унижение, которое я испытал, когда безусый юноша увел у меня, хозяина озер, коня, и за те мгновения бессилия перед тобой. Любовь и уважение к тебе, твое счастье меня лишь раздражали. Я завидовал тебе! А теперь я наслаждаюсь твоим бессилием и унижением! Твои страдания будут вечны, и горе превратит тебя в холодный и бездушный камень!" С этими словами Черный всадник исчез в глубине своих владений.

Потрясенный чужой злобой, Оло-Теляк устало слез с коня, и, опустившись на колени, зарыдал от горя, и не было сил, способных его утешить. Вот так Злоба, Зависть и Темные силы поставили батыра на колени.

Но Луна - дочь птицы Самраугуш, видя унижение батыра, отправила своего сына - Лунного всадника на помощь Оло-Теляку. Лунный всадник уговорил Алого всадника освободить детей. Ночью, когда Хозяин озера осматривал свои владения, друзья тайно проникли на дно озера и освободили пленников. Но они опоздали - Оло-Теляк, не дождавшись своих детей, окаменел от горя и превратился в большой валун.

Тогда Лунный всадник доставил мальчиков к матери, осветил ее волшебным светом, и она, сбросив колдовские чары, проснулась и обняла своих детей. Узнав, что Оло-Теляк превратился в камень, Айсылу с детьми поспешили к озеру. Увидев на берегу огромный валун, они узнали в нем Оло-Теляка и бросились к нему. Обняв камень с трех сторон, они долго плакали от горя.

Слезы, проникнув через гранитную толщу, растопили каменное сердце батыра. Он расправил плечи, встал и сбросил с себя гранитную одежду. Увидев детей и любимую Айсылу, обнял их. Они долго плакали от радости, наконец тронулись в путь - домой.

С тех пор они жили долго и счастливо, добро наживали, людям помогали. Сыновья Оло-Теляка тоже стали батырами, защитниками всех слабых и обездоленных. А крылатый тулпар покинул своего злобного хозяина и вернулся к Оло-Теляку.

А вот Аслыкуль после этого стали называть Асыулыкуль, то есть сердитым озером.

В пересказе Махмута Салимова